Заказать Звонок

Позвоню Вам очень скоро.

Заказать Звонок

Сообщение отправлено.

Как только появились современные фотокамеры со сменной оптикой, тут же появились энтузиасты, которые стали устанавливать на них старые ручные объективы. И дело не в жадности или поиске какой-то выгоды, дело в ностальгии, мы все соскучились по мягкой киношной картинке, по сюжетам из наших черно-белых альбомов, нам надоели стерильные современные изображения.

Как и многие фотографы я искал свой путь в нелегком деле освоения ручных стекол. Не стану врать, мне было намного легче это сделать, чем современникам, я застал пленочную эпоху, в то время было нормой фокусироваться в ручную и других способов даже не знали. От старого зенита ЕТ у меня остался небольшой парк оптики, всем известный Гелиос 44-2 в том числе. Именно его картинка сидит у меня в голове, яркими вспышками детских воспоминаний. Мой отец научил меня пользоваться Зенитом, измерять экспозицию и пользоваться шкалой глубины резкости. Фотографирование на пленку требует многих знаний, она не простит ошибки, это вам не RAW). Так вот, если вы решили попробовать работать ручными стеклами, то вам придется смириться с некоторыми особенностями при их эксплуатации, но оно того стоит.

Первое и самое важное – ручной фокус (для репортажной съемки ручные объективы крайне неудобны, особенно светосильные, потому как ГРИП очень мала и промахнуться намного проще, чем попасть). По этой причине я не рекомендую фотографировать важные события и мероприятия на ручную оптику без приобретенных навыков. Со временем качество фотографий у вас будет повышаться, а количество промахов уменьшаться. Ведь раньше фотографы именно так и ловили моменты и получали шедевры. Для размеренной и неспешной фотографии ручные объективы намного привлекательнее, ведь именно старые стекла вселяют в ваши фотографии душу.

Второй недостаток ручных объективов – это эргономика. Особенно это касается советских объективов и объективов созданных в 50-60 годы. В то время такой науки не знали, или пользовались этими знаниями не умело. Есть просто куча объективов, которые по картинке просто великолепны и при всем при этом ими просто невозможно пользоваться без мата. Кольца для фокусировки узкие, хват неудобен, диафрагма чаще без фиксации, от бесконечности до МФР крутить кольцо нужно более 360 градусов, это оочень неудобно, особенно в спешке.

Третий недостаток. Для меня он стоит именно на третьем месте, хотя многие могут поставить его на первое – отсутствие просветления или низкое его качество. Просветление стекол объективов дает преимущества при съемке против света, исчезают паразитные засветы и световые артефакты. Я не буду рассказывать о способах, количестве слоев просветления, и прочие технические данные, проще объяснить так – просветление это хорошо, это лучше чем его отсутствие, но и наличие не даст 100 %-й защиты от засветки. С технической точки зрения «зайцы» на фотографии – это брак, но иногда ими можно пользоваться, как художественным эффектом. Именно поэтому я считаю отсутствие просветления – фактором не особо важным и при умелом пользовании и применении бленд и хитростей можно успешно их юзать. (пример снят на Юпитер-3 и E-PL5):

NLAXQ7sdNk8

Итак, вы твердо решили попробовать поснимать на ручные стекла но не знаете с чего начать. Шаг первый узнать о совместимости объектива, который на руках или собирается приобретаться, с вашей тушкой. Дело в том, что фототехника постоянно развивалась, и за долгие годы эволюции было создано более полсотни различных систем, со своим форматом, рабочим отрезком, парком объективов и особенностей. Все они в свое время были лидерами, какие-то системы стали международным стандартом (М42) а какие-то уделом избранных. Самый важный параметр который вам необходимо знать – это рабочий отрезок, ликбез по терминам проводить не буду, приведу сводную таблицу различных современных систем: (материал взят с сайта http://lens-club.ru/)

Система (байонет) Рабочий отрезок (мм) Примечание
Sony E (NEX) 18 Беззеркальные (Evil) камеры
Micro 4/3 (Micro Four Thirds) 20 Беззеркальные (Evil) камеры
Samsung NX 25.5 Беззеркальные (Evil) камеры
4/3 (Four Thirds) 38.67 Зеркальные камеры
Sigma SA 44 Зеркальные  камеры APS-C
Canon EF(-S) 44 Зеркальные 35мм и APS-C камеры
Sony A/Minolta A 44.5 Зеркальные 35мм и и APS-C камеры
Pentax K (KA, KAF) 45.5 Зеркальные 35мм и APS-C камеры
Nikon F (FX, DX) 46.5 Зеркальные 35мм и APS-C камеры

Старые системы:

Система (байонет) Рабочий отрезок (мм) Примечание
С-mount 17.526 Кинокамеры на 16мм
Leica M 27.8 Дальномерные 35мм камеры
Leica m39 screw mount 28.8 Дальномерные 35мм камеры
Contax G 29 Дальномерные 35мм камеры
Nikon S-Mount 34.85 Дальномерные 35мм камеры
Konica F (A/R) 40.5 Зеркальные 35мм камеры
Canon R (FL, FD, FDn) 42 Зеркальные 35мм  камеры
Fujica-X 43.5 Зеркальные 35мм  камеры
Minolta SR/MC/MD 43.5 Зеркальные 35мм  камеры
Praktica B 44.4 Зеркальные 35мм  камеры
Exakta, Topcon 44.7 Зеркальные 35мм  камеры
m39 45.2 Зеркальные 35мм  камеры
m42 45.5 Зеркальные 35мм  камеры
C/Y (Contax/Yashika) 45.5 Зеркальные 35мм  камеры
Olympus OM 46 Зеркальные 35мм  камеры
Leica R 47 Зеркальные 35мм  камеры
Contax-N 48 Зеркальные 35мм  камеры
Tamron (T2, T-mount, T-thread) 55 Зеркальные 35мм  камеры
Pentax 645 70.87 Среднеформатные камеры
Pentacon 6 (Байонет «Б») 74.1 Среднеформатные камеры
Hasselblad 74.9 Среднеформатные камеры
Киев-88, Салют (Байонет «В») 82.1 Среднеформатные камеры

 При анализе таблицы становится понятно:

Из современных зеркальных 35мм систем самый малый рабочий отрезок у Canon EF (-S). Это дает возможность фотокамерам этой системы пользоваться без проблем объективами почти любой старой системы за исключением объективов от дальномерных 35мм. и объективов старых систем самой же фирмы Canon (Canon R, FL, FD, FDn) но всегда бывают исключения, например я пользуюсь объективом canon FD 55mm f1.2 s.s.c. бесподобное стекло, но на бесконечности цепляет зеркало на FF).

На современные беззеркальные фотокамеры, ввиду их малых рабочих отрезков, через переходник можно поставить любой старый объектив, в том числе и от дальномерных 35мм. фотокамер. (Юпитер-3, -8, Индустар 61, и.т.п)

У зеркальных фотоаппаратов Nikon самый большой рабочий отрезок. Именно поэтому на эту систему сложно ставить старые объективы, либо их установка возможна при использовании реверсивных линз (она дает возможность фокусироваться на бесконечности). Справедливости ради надо сказать, что есть множество замечательных старых объективов непосредственно с байонетом Nikon F, или со сменным хвостовиком, который можно сменить на Nikon F.

Объективы от среднеформатных камер, ввиду большого рабочего отрезка, можно поставить на любую современную зеркальную или беззеркальную камеру. Другое дело, что такие переходники не так часто встречаются и стоят довольно дорого. Переходник тут может быть размером с сам объектив, а иногда и больше.

Множество отличных кинообъективов системы C-mount можно использовать на беззеркальных фотоаппаратах серии Sony Nex и системы micro 4/3.

Вот и все стало на свои места. Для того чтобы установить ручной объектив на вашу тушку необходимо приобрести соответствующий переходник. Я делаю так: вбиваете в поисковике сокращения ваших систем с добавкой слова «adapter», если появляется переходник, значит он в природе существует, узнаете точное название и ищете подходящую цену. Например, для установки объективов с резьбой М42 на систему micro 4/3 в поисковике нужно написать «m42 to micro 4/3 (MTF) adapter».

Мое мнение о старых фотографических объективах. Только ручные объективы дают неповторимый рисунок и настроение в фотографии. Их недостатки малая разрешающая способность, слабый край и виньетирование - дает неповторимую глубину и уникальные свойства фотографии. Они реально другие, непохожие, нестандартные они с душой.

Приятных работ и отличных фотографий!!! Несколько примеров: первый Гелиос 77M-4

MlH1ylMavdY

Canon FD 55mm f1.2 S.S.C.

  10334295 10203545418896591 1535948677330631874 n